Миссионерское обозрение

«Окна Руси» в духовный мир

12.04.2007

ФотоСовременная жизнь слишком изменчива и динамична, человек оснащает свой быт многочисленными техническими новшествами и пребывает в бесконечной спешке за комфортом. И в этой ежедневной суете бывает трудно остановиться и задуматься о Вечности.… Только в редкие минуты взор обращается к иконам, откуда на нас смотрят Спаситель, Богородица и святые. «Что такое икона?» - часто задаются вопросом люди, только пришедшие к порогу церкви. Кто-то из них считает, что это картина, кто-то полагает, что это украшение для стен храма. И лишь со временем приходит осознание того, что икона является окном в духовный мир. Каждый из нас «читает» икону по-своему, видит в ней нечто дорогое своему сердцу.

Александр Евгеньевич Тихомиров, народный художник России, представил свое видение православной живописи. Выставку его работ под названием «Окна Руси» жители Владивостока могут посмотреть до 8 апреля в Приморской государственной картинной галерее (Партизанский проспект, 12). Художник изобразил святые лики на старых оконных ставнях, словно напоминая о неспешном укладе жизни минувших лет и неугасаемой вере в Творца. Неслучайно новое направление в искусстве получило название «оконопись». Этот странный, но в то же время такой привычный, неологизм, пожалуй, и привлек многих посетителей.

Среди работ А. Е. Тихомирова встречались произведения, как созданные творческим воображением автора, так и на основе канонических типов Спасителя и Богородицы. Христос-Вседержитель (Пантократор), изображенный с книгой, символом благой вести, служит ярким напоминанием об Истине, сохраненной в Святом Евангелии. Лик Богородицы, нежно прижимающей Младенца к своей щеке, говорил о единении Бога и Церкви. Недаром в Византии этот канонический тип получил название «Умиление», ведь только рядом с «милующей Матерью» можно познать покой и утешение. Некоторые из произведений А. Е. Тихомирова отдаленно напоминали творения русских иконописцев. Ярким примером в этом плане стала работа «Троица», похожая по идейному содержанию на творение прп. Андрея Рублева.

ФотоПроизведения «оконописца», проникнутые идеей любви Создателя к своим чадам, заставляли задуматься о Царстве Небесном. Аллегорическое изображение узости пути ко спасению было представлено в работе «Тесны Врата и Узок Путь, ведущие в Жизнь Вечную»: на темном фоне, символизирующем тьму, белой полоской выделялся лик Спасителя. Так и происходит с нами – все пространство своей жизни закрашиваем черным грехом, оставляя для Бога маленький просвет в своей душе.

Цветовая символика работ А. Е. Тихомирова во многом соответствует православной иконописной традиции. Нимбы в большинстве произведений написаны в золотистых тонах, являющихся олицетворением божественного света. Богородицу с Младенцем художник изобразил на пурпурном фоне, символизирующем величие Небесной Владычицы. Но наиболее часто в творениях «оконописца» встречается белый цвет, выражающий отрешенность от мирских желаний и суетных помыслов. Вся эта цветовая гамма служит олицетворением красоты и возвышенности духовной жизни, о смысле и значении которой мы так редко задумываемся.

Во время просмотра экспозиции сотрудники картинной галереи включают для посетителей песнопения в исполнении церковного хора, а духовная музыка, как известно, помогает настроиться на размышления о Боге.

После изучения «оконописи» мне удалось посмотреть альбом с другими произведениями автора. В предисловии к изданию архиепископ Благовещенский и Тындинский Гавриил (Стеблюченко) дал высокую оценку творчеству А. Е. Тихомирова и выразил благодарность за вклад в религиозное искусство. Впрочем, «оконопись» получила признание не только в России, но и за рубежом. Многие из работ Тихомирова экспонировались в европейских и восточных музеях и даже были приобретены частными коллекционерами в качестве экзотики из «российской глубинки».

И остается сказать только одно - полна талантами Россия и процветает в ней искусство, пока есть окна в духовный мир!

 

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх