Миссионерское обозрение

Проникновение агни-йоги в школьные учебники

21.06.2006

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В религиоведческую группу Института развития личности РАО Московским комитетом образования для религиоведческой экспертизы были переданы следующие материалы:

1) Книга В.Мурашова “Космическая педагогика Эпохи Огня”. - М.: Кн.-журн. изд-во “Школа”, 1997 г. - 72 с.

2) Книга В.Мурашова “Интегральное воспитание”. Педагогические беседы. М.: Кн.-журн. изд-во “Школа”, 1997 г. - 56 с.

3) Авторская (В.Мурашова) программа учебного курса для учителей “Воспитание духовности российских школьников” в журнале “Школа духовности” N 1, 1997 г.

В группе была проведена религиоведческая экспертиза, в результате которой определено, что все указанные материалы основываются на религиозном учении, развитом в сочинениях Е.Рерих и в настоящее время известном как учение “Агни-Йога” или “Живая Этика”. В совокупности рассмотренные материалы представляют собой вариант педагогической интерпретации этого учения для целей формирования религиозного мировоззрения учителей и религиозного воспитания учащихся в государственной школе (3., с.48) .

ОБОСНОВАНИЕ

Учение Е.Рерих «Агни-йога» («Живая Этика») появилось на фоне глубокого духовного кризиса, охватившего российское общество в начале XX века и приведшего позднее к революционным потрясениям. Оккультно-пантеистическое религиозное учение «Агни-йоги» Е.Рерих никакого действительного отношения собственно к йоге, как направлению в традиционном индуизме, не имеет и не может считаться современной ее модификацией. Оно представляет картину мира, образованную смесью элементов гностицизма, оккультно-мистических учений Средневековья, понятий индуизма («йога», «карма», вера в переселение душ и т.п.) и невероятным образом извращенных представлений, заимствованных из христианства.

В учении Е.Рерих объектом религиозного отношения выступает «Огонь», «Единое естество», «Единый элемент», «Бог», “Дух», “Абсолют» и т.д., в потенциале заключающий в себе обе полярности (духа-материи; мужского-женского) или являющийся андрогином. Промежуточные «божества» - «учителя», «иерархи» и т.п. Особая роль в учении Е.Рерих отводится женщине, что и понятно, учитывая тот факт, что именно ее собственные писания, а также сочинения Е.Блаватской во многом были положены в основу. Женщина «поведет за собой человечество в эпоху Водолея».

Вся эта смесь мировоззренческих представлений дополнительно была насыщена наукообразной терминологией, популярной среди образованной публики начала двадцатого века, в преддверии нового витка в развитии технической стороны цивилизации: «...планета окружается удушливыми газами»; «невозможно разрядить земные и надземные сферы...»; «напряжем энергии в имя Живой этики...» (1., с.7).

Последователи религиозного движения «Агни-йоги» ныне не представляют организационно единой общности, в их среде существует несколько направлений, конкурирующих за право трактовки и интерпретации мировоззренческого наследия Рерихов. Всем им свойственно изображать свою деятельность как «культурное движение» и распространение данного вероучения как развитие культуры, приобщение к культуре.

При том, что большинство людей, уважающих это наследие, ничего не знают о религиозной системе Рерихов, для их последователей возникает удобная возможность религиозной пропаганды и свободной проповеди вероучения под видом культуртрегерства, распространения культуры, культурного просвещения и т.п.

Таким образом, при оценке возможности и допустимости использования материалов этого движения в образовательной деятельности вообще и в государственной системе образования в особенности следует, на наш взгляд, учитывать следующие обстоятельства.

I. ДАННОЕ ДВИЖЕНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ВСЕ ЕГО НАПРАВЛЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И СТРУКТУРЫ) ЯВЛЯЕТСЯ ПО СУЩЕСТВУ РЕЛИГИОЗНЫМ.

Мировоззрение последователей «Живой этики», «Агни-йоги» и всех их разновидностей является вполне религиозным. Развитие человеческого индивида в системе понятий религиозного культа «Агни-йоги» предполагает в перспективе превращение адепта в духа планеты, звезды или какого-то еще космического тела.

Оккультно-теософский характер пособий по данному учению подтверждает «Словарь теософских понятий» на с. 70 в (1). Здесь собраны понятия, заимствованные в религиозной культуре индуизма (архат, ашрам, карма, махатма, аум), буддизма (майтрейя, нирвана), а также из собственно теософско-оккультных религиозных систем (атлантида, трансмутация, шамбала, иерархия).

Специфическим признаком религиозной системы является обещание бессмертия адепту, а также установление прямого контакта со сверхчеловеческим, божественным разумом: «Живая этика» учит накоплению огненных элементов бессмертия. Чтобы до конца понять Учение Жизни и превратить его в практическое мировоззрение, надо достичь духовной ступени «владык света» (1., с.5).

«Учение Живой этики дает возможность прямого, непосредственного общения с высшими силами» (1., с.12).

Принимая во внимание, что и кто в данном вероучении наделяется качествами божества, следует предположить, что по В.Мурашову (автору используемых изданий) смыслом деятельности педагогов в российской школе должно стать «раскрытие» в душах школьников «Великого Владыки Мория» и его «воплощенной дочери» - Е.И.Рерих.

II. ВЕРОУЧЕНИЕ ДАННОГО РЕЛИГИОЗНОГО НАПРАВЛЕНИЯ СОДЕРЖИТ ЭЛЕМЕНТЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ОЦЕНЕНЫ КАК ДЕСТРУКТИВНЫЕ.

Некоторые положения вероучения «Агни-йоги» могут, по нашему мнению, быть восприняты как проповедь взглядов, деструктивных, разрушительных для личности, семьи, общества.

Религиоведами, исследователями современного религиозного сектанства, психологами как в нашей стране, так и за рубежом (Л.Н.Митрохин, Е.Н.Волков, У.Мартин, М.Т.Сингер, С.Хассен и др.) выделяется ряд признаков, которые указывают на деструктивную направленность религиозного культа или свидетельствуют о потенциальной опасности деструктивных проявлений со стороны руководства или последователей данного культа в отношении членов своей организации или иных лиц, организаций, общества, семьи, государства.

1). Нагнетание в вероучении апокалипсических ожиданий конца света буквально со дня на день («апокалипсический психоз») при уверении, что с победой данного вероучения «во всемирном масштабе» немедленно наступит всеобщее благоденствие.

В пособии «Космическая педагогика эпохи Огня»: «Мы находимся у самого преддверия нового века, новой расы, и потому наше время может быть приравнено к последним временам Атлантиды...» (1., с.5); «... Явление закона Огненного Права положит начало Новой эпохи, эпохи Равновесия и Красоты Бытия». (1., с.13).

2). Проповедь исключительности человеческого достоинства членов культа в сравнении со всеми другими людьми, а в отношении критиков культа - практически полное отрицание их человеческого достоинства. Расизм, создание теорий «избранных», «передовых» рас, которые должны сменить «отжившие» расы.

Противники культа - «отжившие сознания» (1., с.9). «...Каждая смена расы сопровождается космическими катаклизмами, и это очищение необходимо, чтобы молодая раса могла развиваться... Именно шестая раса должна начать Новую эру... Ко времени катастрофы именно принадлежащие к шестой расе будут собраны в безопасные места. Истинно великое огненное очищение приближается...»

3). Некритическое лидерство, наличие скрытого или неясного авторитета (авторитетов), действия, поступки, мнения которых не могут быть оспорены, находятся вне критики и моральной оценки.

Связь с этими «авторитетами» - монопольное право лидера, руководителей (ядра лидеров) культа, а само происхождение этого авторитета и способ действия этой связи - не ясны для “непосвященных».

В пособии «Космическая педагогика эпохи Огня»: «Что же такое Иерархия Света? По существу - это Бог, как субординированная и координированная Совокупность Высших Духов, иерархическая система Высшего Разума, беспредельного в могуществе своем... Высший Разум творит на Земле силою Иерархии... Есть один закон, который правит всем Космосом, - Высшая Воля...

4). Запугивание адептов и всех вокруг ужасными последствиями, если они покинут организацию или немедленно не присоединятся к ней.

В пособии «Космическая педагогика эпохи Огня» в этом отношении можно выделить ряд фрагментов: «Потому так опасна эпоха Огня, которая, неся очищение, несет и страшные бедствия, именно уничтожение целых зараженных местностей подземным огнем, и также усиление эпидемий, противостоять которым могут лишь те, кто успел достаточно очистить свою ауру и ассимилировать пространственный огонь. Вот почему так неотложно нужно проводить в жизнь Основы Живой Этики... трансмутировать свои энергии ...нужно задуматься о грозных последствиях, если Живая Этика не была применена к жизни» (1., с.6).

5). «Агрессивный экуменизм» - стремление объявить свою религию венцом духовного и культурного развития мировой цивилизации при фактически уничижительном и пренебрежительном отношении ко всем остальным религиям, их последователям и особенно - служителям иных культов.

Экзальтированная ригористичность, явно завышенная самооценка, выспренность и напыщенность в лексике, в выражении отношения к другим духовным традициям.

В этом же пособии В.Мурашов убеждает, что «Агни-йога - это универсальное практическое мировоззрение новой эпохи, включающее в себя все стороны человеческой жизни, в том числе и религию.» (1, с.10); «Новое сознание борется за установление единой связи с Высшим Миром, за единый Источник всех учений, философий и знаний». (1., с. 11); «Агни-йога» - «...продолжение Учения Христа.» (1. с.12).

6). Жесткая критика традиционных религий и угрозы тем, кто выступает против лидеров или вероучения.

Само вероучение «Агни-йоги» изначально синкретично, т.е. составлено из элементов, заимствованных от других религий и потому очевидно, что эти самые религии, их представители должны критически относиться к новому культу как извращению их собственных вероучительных норм.

Эти и иные, подобные им цитаты, на наш взгляд, позволяют уверенно утверждать следующее.

Если вероучение «Агни-йоги» и может быть необходимо какому-то числу наших взрослых соотечественников, обладающих особой склонностью ко всему мистическому и таинственному (см. выше о гностицизме), стремящихся в связи с этими особенностями своей психической организации строить свое мировоззрение на оккультно-религиозном основании, избирающих для себя такой способ личностного самоопределения и духовной культуры, то уж во всяком случае к российской государственной школе, системе образования в целом все эти «фантасмагории духа» не должны иметь никакого отношения.

Такое «космическое образование» и такая “космическая педагогика», будь они действительно директивно «сверху» вводимы в школах, приведут только к одному, совершенно определенному результату - массовым конфликтам в школах, протестам учителей и родителей, скандальным разбирательствам по поводу «новой государственной религии» в прессе.

Применение образовательных материалов данного религиозного направления в педагогической практике государственной общеобразовательной школы не может способствовать естественнонаучному и гуманитарному образованию учащихся, их культурному развитию, нравственному совершенствованию.

Религиозная экзальтированность, насыщенность учебного материала фантастическими образами и мифологическими персонажами («нужно приучать всех семилетних помнить Иерархию, ибо после семи лет сознание уже приобретает неизгладимый след для всей жизни...» (Иерархия // Агни Йога; 1., с.23), жесткий психологический прессинг, направляемый на ребенка («Ты все можешь!», «Пробуждайтесь!», «Веруйте!»), могут дестабилизировать психику детей, отрицательно сказаться на учебе, межличностных отношениях, провоцировать конфликты в семье.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

1. Учение «Агни-йога» («Живая Этика»), включая все его направления, является по существу религиозным.

Поэтому действия любых объединений, организаций, должностных и частных лиц по распространению этого мировоззрения должны осуществляться в соответствии с правовыми нормами, регулирующими отношения между государством, государственной системой образования и религиозными объединениями (Конституция РФ; принцип светского характера образования в статье 2 «Закона об образовании»; Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»; «Положение о государственной общеобразовательной школе» и др.).

Любые директивные попытки внедрения этого “нового мировоззрения»в общеобразовательную школу под видом абстрактного «гуманизма» противоречат действующему законодательству об образовании и о свободе совести и религиозных объединениях.

2. Вероучение данного религиозного направления содержит элементы, которые могут быть оценены как деструктивные.

Отдельные положения «нового мировоззрения», при формально декларируемом стремлении к добру и нравственному совершенствованию, следует признать антинаучными, антикультурными и антигуманными.

3. В психолого-педагогическом отношении образовательная практика, имеющая своим источником данное религиозное направление, является, на наш взгляд, ненаучной, потенциально опасной для психического здоровья детей и нравственно неприемлемой.

Руководитель религиоведческой группы Института развития личности Российской академии образования, вед. н. сотр., кандидат философских наук. И.А.ГАЛИЦКАЯ


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх