Миссионерское обозрение

Дискуссия вокруг обращения епископа Диомида

12.04.2007

Священноначалие Русской Православной Церкви не видит оснований в какой-либо форме наказывать епископа Анадырского и Чукотского Диомида, чьи высказывания были использованы для антицерковного демарша.

Поводом для этого комментария стало написанное епископом Диомидом предисловие к богословской брошюре антиглобалистской направленности. Епископ упрекал Церковь в общении с представителями других конфессий, в одобрении демократии и в сотрудничестве с властью. Полемическое мнение, адресованное читателям издания, некоторыми СМИ было перепечатано и преподано в качестве дерзкого вызова позиции руководства Церкви.

Мнение епископа Диомида послужило лишь предлогом для развязывания антицерковной кампании, которую затеяли круги, недружественные России, считает владыка Кирилл. “Синод и весь епископат обеспокоены развязанной шумихой”, которая представляет ситуацию как раскол, отметил он.

Митрополит Кирилл подтвердил, что “наличие дискуссии внутри Церкви, в том числе и о целесообразности межрелигиозных и межконфессиональных отношений совершено нормально и закономерно”. “Я думаю, что мы и в будущем на уровне епископата, верующих людей, богословов будем углублять наше понимание о том, что происходит в этой сфере, - сказал он. - Но, нормальная дискуссия не должна являться поводом для провокаций, разделений и расколов и уж тем более для кампании с целью сорвать переговорный процесс между Московским Патриархатом и Зарубежной Церковью”.

Председатель ОВЦС МП заметил, что “владыка Диомид не писал никакого открытого письма”, рассчитанного на ответную реакцию. “И то, что текст, написанный владыкой совершенно для других целей, группа ангажированных людей использовала в качестве провокации, уже свидетельствует о скрытых и очень плохих намерениях этих людей”, - убежден митрополит Кирилл.

“Мы воспринимаем случившееся, как преднамеренную попытку сорвать подписание Акта о каноническом общении с Зарубежной Церковью и тем самым нанести огромный ущерб Русской Церкви”, - подчеркнул владыка Кирилл. - Совершенно очевидно, что есть силы, в основном за рубежами нашего Отечества, которые воспринимают объединение не только как чисто церковное дело, но как определенный геополитический проект. Эти силы усматривают в нем опасность своим собственным интересам; и именно оттуда произрастают все эти трудности”.

Того же мнения придерживается и Святейший Патриарх Алексий, который 5 марта, комментируя этот инцидент, сказал: “Здесь поднята шумиха теми, кто стоит против возрождения и воссоединения двух частей Русской Православной Церкви”.

Торжественная церемония завершения процесса воссоединения должна состояться уже 17 мая в московском Храме Христа Спасителя.

В Русской Зарубежной Церкви считают, что шумиха вокруг высказываний епископа Диомида не повлияет на воссоединение Русской Церкви. “Это нормальное явление, пусть говорят, объединение все равно состоится”, - сказал 6 марта архиепископ Берлинский и Германский Марк, принимавший участие в работе Всемирного Русского Народного Собора.

Околоправославный публицист Михаил Назаров признал, что именно он предал широкой огласке обращение епископа Чукотского Диомида.

“Мой сайт издательства “Русская идея” 20.02.2007 получил текст обращения от прихожан МП, действующих с благословения епископа Диомида, для его широкого распространения”, - сказано в распространенном заявлении М.Назарова, который уточняет, что на следующий день разослал данный текст на 5000 адресов, включая редакции СМИ.

По словам М.Назарова, заголовок к обращению “Пора пресечь беззаконие” был придуман в газете “Русь Православная”, главным редактором которой является Константин Душенов, также обвинявшийся протоиереем Всеволодом Чаплиным в провоцировании данного конфликта. Тем не менее М.Назаров не согласен с утверждениями зампреда ОВЦС, что своими действиями хотел сорвать объединение Московского патриархата с РПЦЗ и организовать переворот в Русской Православной Церкви.

Публицист М.Назаров в 2005 году выступил автором нашумевшего “Письма 500” и приобрел широкую известность после заявления Конгресса религиозных организаций и объединений в России, в котором подчеркивалось, что “бывший еврей Миша Назаров, ранее известный нам как последовательный диссидент, невозвращенец и сотрудник “Радио Свобода”, сейчас сменил свою веру не то на язычество, не то на псевдоправославное сектантство”.

В свою очередь отец Всеволод счел неубедительной логику М.Назарова и М.Душенова.

“У этих господ определенно плохо с аргументами. Многие из тех вопросов, которые они ставят, давно разъяснены и в документе юбилейного архиерейского собора “Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию”, и в нескольких интервью Святейшего Патриарха по поводу московского межрелигиозного саммита, и в совместных документах встречных комиссий Московского патриархата и Русской Зарубежной Церкви”, - заявил “Интерфаксу” священник.

По мнению отца Всеволода, “спорить с этими серьезными текстами непросто”. “Остается только сокращать в выгодную для себя сторону мои цитаты, да еще, как это сделал Душенов, заявить, что я еврей. Вот это действительно супераргумент! Даже обидно, потому что принадлежать к этому талантливому народу я, как говорится, не имею чести. А вот какая религия у этих господ - вопрос интересный”, - добавил он.

При этом отец Всеволод не думает, что их можно назвать православными христианами. “Они типичные фарисеи. Гордятся исполнением буквы канонов - и не имеют любви. В текстах обоих - лишь чудовищная ненависть. Не только к евреям, но и к церковной иерархии, к действующей власти, к тому же русскому народу, который-де не хочет за ними идти...”

Священник уточнил, что не призывает “безусловно хвалить” ни власть, ни иерархов, ни евреев, ни русский народ. “Но о людях, пышущих ненавистью ко всем, кто не разделяет их амбиций, апостол Павел сказал: “Если... любви не имею, ...то я медь звенящая” (1 Кор. 13. 1). Вот так и звенят. Не понимая, почему их не слышат. Но ведь ненависть не способна увлечь за собой нормальных людей. Да и самим ее носителям отравляет жизнь - я это всегда таким на исповеди говорю”, - сказал отец Всеволод

 

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх