Миссионерское обозрение

Летние паломничества по святым местам

12.09.2007

Лето – время отпусков, которое люди в силу своих потребностей, возможностей, привычек проводят по-разному. Многие православные христиане время отпусков традиционно используют для паломничеств по святым местам. Мы попросили некоторых наших читателей рассказать о том, в каких городах им удалось побывать и какие святыни они смогли посетить.

Лидия Волкова, лампадница храма свт. Николая Мир Ликийского:

– Этим летом я побывала в Троице-Сергиевой лавре, в Гефсиманском скиту, где находится образ Черниговско-Гефсиманской Божией Матери и мощи игумена Варнавы. Затем я сразу поехала в Санкт-Петербург, в Свято-Троицкий мужской монастырь Александра Свирского на Ладейном поле – там, где Петр I строил ладьи, – поклониться святым мощам преподобного Александра, которые обретены всего 9 лет тому назад, а до этого 80 лет они были сокрыты. В истории человечества только дважды единый в трех лицах Бог открывал себя телесному человеческому взору: святому патриарху Аврааму у Мамврийского дуба и второй раз – на нашей русской земле – преподобному Александру Свирскому, которого и называют еще часто «новозаветным Авраамом». Обитель была создана им по благословению Пресвятой Троицы 500 лет назад, а преставился преподобный в 1533 году. Господь сподобил меня приложиться к его святым мощам, которые находятся в Преображенской церкви обители. Мощи за такой промежуток времени – 470 с лишним лет – не только совершенно не тронуло тление, но они полностью сохранились в том же объеме и виде, каким, говорят, было тело чудотворца при жизни. Известно, что вся жизнь преподобного Александра, а также чудесные, полные драматизма обретения его мощей сопровождались великими знамениями и многочисленными чудотворениями. Побывав там, невозможно остаться прежним, нельзя не вдохновиться всем сердцем на преображение своей жизни. Еще в Санкт-Петербурге я побывала у святой Ксении Петербургской, святого праведного Иоанна Кронштадтского и в Александро-Невской Лавре. Также побывала я у Сергия Радонежского, поклонилась честным останкам его праведных родителей в Хотькове, искупалась в святом источнике. В Мытищах мне удалось побывать на покаянии у святых царственных страстотерпцев – как раз 17 июля. Была я и в Тихвине, поклонилась Тихвинской иконе Божией Матери. Потом я поехала в село Годеново, к великой святыне – Животворящему Кресту Господню, который чудесным образом пришел к нам, на Русь, из Греции по небу в 1423 году.

Монахиня Эсфирь:

– Я побывала в Троице-Сергиевой Лавре, в Новодевичьем, Серафимо-Вырицком монастырях, в монастыре Александра Свирского. Посетила храм Спаса на крови, Александро-Невскую Лавру. Также съездила в Хотьковский монастырь, поклонилась праведным родителям Сергия Радонежского и самому батюшке Сергию. А еще в Москве в Свято-Даниловском монастыре поклонилась святым мощам Спиридона Тримифунтского. Побывала на Урале, посетила кафедральный собор в честь святого Симеона Верхотурского. Конечно же, побывала в Екатеринбурге на Ганиной яме. Там, на месте уничтожения останков свв. Царственных мучеников, установлен крест. Еще один крест – покаянный – установлен к 80-летию годовщины убиения свв. Царственных мучеников на месте дома Ипатьева. На фронтоне постамента, на котором возвышается крест, есть надпись: «Царю-мученику Николаю II, его Августейшей Семье и верным слугам их – с покаянием от русского народа». В монастыре во имя свв. Царственных страстотерпцев на месте Ганиной ямы хранится Царский крест-мощевик. Известно, что эту святыню Царственные страстотерпцы незадолго до кончины подарили кому-то, чтобы она не попала в безбожные руки. И вот теперь этот крест к ним вернулся.

Хочется особо остановиться на паломничестве в Дивеево. Поразило огромное количество людей на святом источнике. Вода, конечно, ледяная. С первого раза окунуться не получилось: дух захватывает. Ну, а потом все-таки окунулась три раза с головой! В ушах аж загудело, зато потом – какое блаженство!

Иерей Андрей Метелев (клирик храма свв. равноапп. Кирилла и Мефодия):

– Самое последнее по времени паломничество мы с семьей совершили в этом году. Ездили на Урал, там у меня родители живут – совмещали приятное с полезным. Мы побывали на севере, в Пермской епархии, а также в Екатеринбургской епархии. В Пермской епархии храмов много, но огорчает то, как мало в них людей. Очень много разрушенных храмов. В городе Соликамске очень много храмов: они встречаются буквально через каждые сто метров. Город этот древний, в пятнадцатом веке основан, и когда идешь по его старинным улицам, то можно передвигаться без автомобиля от храма к храму – они очень близко друг к другу расположены. Удивительны уральские храмы в плане архитектуры: встречаются два вида построек – самобытная, местная уральская и московская архитектура, поскольку сюда очень много москвичей приезжало при заселении и позже. Сложилась со временем даже такая поговорка в народе: «Соликамск – древний городок, Москвы уголок». При таком обилии церквей пришлось опять огорчиться тому, как мало в них прихожан. Священнослужители в основном уже все очень пожилые люди… Посетили мы древний мужской монастырь Пыскарь – один из знаменитых, передовых в прошлом монастырей России. Это был очень большой монастырь, и, что интересно, он несколько раз переезжал с места на место. Изначально построен на берегу Камы, но, поскольку в определенное время года часто подвергался затоплению, его перенесли повыше – всем составом. Монахи разобрали храмы, постройки, забор вокруг монастыря, погрузили на баржи и, оставив на берегу Камы всего два храма, полностью переправили на новое место – сначала в Лысьву, затем в Соликамск и в конечном итоге в Пермь, потому что в Соликамске не нашлось храма, в котором можно было бы не то, что поместить, но даже разложить огромный пыскарский иконостас. В настоящее время он находится в пермской картинной галерее.

Потом мы поехали в Екатеринбургскую епархию. Посещали Храм на крови – место убиения Царской семьи. Вслед за этим мы отправились в Волопаевск – поклониться преподобномученицам княгине Елисавете и инокине Варваре. Шахта, где они были убиты, только недавно обвалилась, а до этого в течение стольких десятилетий простояла нетронутой, хотя в советское время неоднократно предпринимались попытки шахту засыпать и сровнять с землей из-за непрекращающихся паломничеств. Однако в самый последний момент во время работ по уничтожению места убиения преподобномучениц у рабочих напрочь сломался бульдозер, который и пришлось потом убирать волоком – его так и не смогли починить. Сейчас на месте шахты построен монастырь Новомучеников Российских. От мощей преподобномучениц, которые хранятся на Престоле в небольшом ларце, постоянно исходит сильное благоухание. Молиться там необыкновенно легко и хорошо.

 

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх