Молодежное приложение

В гостях у игумена Алексия

28.04.2003

 

Федосеев Дмитрий

Паломническая поездка в Шмаковский мужской монастырь стала одной из первых акций Приморского Православного Молодежного Движения.

Автобус для поездки предоставил директор Православной гимназии о. Игорь Талько. Водитель Олег Петрович согласился в свой выходной день отвезти молодежь в Шмаковку. А это – туда и обратно – 700 км. На бензин сбрасывались всем миром и, благо, с Божией помощью, паломников собралось более чем достаточно. Выехали в 6 утра с мыса Чуркин, до семи собрали людей по городу и около половины 12-го благополучно прибыли в Шмаковку. Здесь возникла заминка: никто толком не знал, как проехать к монастырю. Но пауза не успела перерасти в отчаяние – группа “разведчиков” пешком отправилась торить дорогу, а оставшиеся в автобусе вскоре заприметили игумена Алексия, возвращавшегося со службы, который и объяснил, как доехать до обители.

Вскоре молодежь, разминая затекшие ноги, высыпала на пригорок, на котором располагались жилые помещения монастыря и хозяйственные постройки. Мы увидели небольшую аллею с маленькими елочками, двухэтажные дома с небольшой оградой и светильниками, кирпичные сараи, виноградник на склоне холма и связывающие все это скользкие от весенней распутицы дорожки.

О. Алексий вкратце поведал нам об истории Свято-Троицкого Николаевского мужского монастыря, о сегодняшних буднях, о том, чем живет и дышит обитель, после чего мы отправились на экскурсию – посмотреть, что и как.

А смотреть было что. Во-первых, виноградник. Летом это, наверное, удивительное зрелище: настоящая плантация на склоне, причем здесь произрастает несколько сортов. Почему-то сразу вспомнился библейский образ виноградаря и лозы. Промысел сей, по словам монахов, трудный, а для Приморья еще и необычный. Однако для монастыря полезный: в этом году на Причастии в обители используется собственное вино – из ягод первого урожая.

Из монастырских помещений посетили мы домовой храм, побывали на месте заложенного фундамента нового храма, для постройки которого, как пояснил о. Алексий, имеется уже большая часть необходимых материалов: “Даст Бог, в скором времени службы будут проходить в новом храме. Только бы рабочих рук побольше”.

Показали нам монастырскую библиотеку на три тысячи томов – в основном, пожертвования. Есть в ней очень старые и редкие книги, например, старообрядческий канонник в кожаном переплете с застежками.

В хозяйственных постройках с удивлением мы обнаружили трех коров, телочку и маленького, с овчарку, бычка (однако очень воинственного – он даже пытался толкаться и бодаться), кроме того, были куры и собака.

А когда подошло время к обеду, посетили мы и трапезную, и не только посетили, но и с благословения о. Алексия отобедали, причем аппетит у всех был отменный.

И все же монастырь – это не постройки, не библиотека, не хозяйство и не трапезная, - это, прежде всего люди. Монахи здесь заняты каждый своим делом. На лицах трудников и послушников – средоточие. Они суровы и в то же время от них веет добротой, ведь одна из главных задач монахов – молиться за людей, за весь наш грешный мир.

После обеда мы немного погуляли и побеседовали с игуменом. Он рассказал нам, что предыдущий наместник монастыря о. Феофан сейчас подвизается на Афоне в Свято-Пантелеимоновом монастыре.

За разговорами время незаметно подошло к вечерней службе. Храм-часовня, где проходят богослужения, построен на высокой горе, расположенной в середине огромной долины, так что сам рельеф местности невольно настраивает на возвышенный лад. У храмовой стены мы помолились у могилки первого игумена обители – Варнавы, затем приложились к монастырской святыне – иконе, написанной на спиле мамврийского дуба и привезенной со святой горы Афон, послушали колокольный звон. Звонили долго, в три руки, и звон разносился далеко по долине, а мы все стояли и слушали, и думали о том, что когда-то революционеры сбрасывали колокола и рушили храмы, и считали, что это навсегда. Но времена изменились, и купола вновь звонят и вновь разносится над российскими землями дальневосточными голос Православия – колокольный звон.

Потом была служба, необычная, долгая, с прошениями об умножении хлеба в обители и продолжительными молитвословиями, и была долгая дорога домой.

Автобус летел навстечу городской суете и шуму, а в монастыре царила тишина и покой.

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх