Статьи

Марушечкины куличи

26.04.2005

Надежда Хрусталева сибирячка. Родилась она в Иркутской области, в таежной деревеньке Выдрино, что на реке Чуна. Сейчас живет в поселке Угловом. Удивительные вещи рассказывает она о пасхальных хлопотах своей прабабушки Марии Семеновны Смолиной, которую все односельчане Марушечкой ласково называли.

Церковь в селе закрыли, купол и колокольню разрушили, потому бабушка управлялась сама. Ей батюшка, когда из села уезжал, разрешил и детей крестить, и покойников отпевать.

Пасхи пекли в чистый четверг. Ранним утром прабабушка топила глинобитную русскую печь, а детвору отправляла в лес за хвойными вениками. Печь протопится, Марушечка остатки углей вынет, выметет дочиста и ставит в печь куличи, у нее и формы были. А пироги, калачи уже на поду выпекала (это дно печки).

Тесто делала сдобное, сладкое, масла, молока не жалела. А вот глазурью не покрывала: выкладывала на куличах либо крестик, либо две буквы «ХВ», а когда вынимала из печи, мазала маслом или сладкой водичкой.

Потом красила яйца. Святила пасхальные угощенья тоже сама: перед Крещеньем прорубали на реке, на стремнине, новую прорубь и в крещенскую ночь набирали в ней воды. Вот этой водой и святила.

Несколько пасхальных яиц обязательно пряталось за образа. Прабабушка утверждала, что ими можно пожар остановить.

- Да я и сама это видела, - говорит Надежда, - как-то мальчишки курили за старым магазином, было ветрено и магазин загорелся. Прибежала племянница прабабушки, бабушка Елена Кирилловна, бросила в огонь пасхальные яйца, и он постепенно угас. Несмотря на ветер, ни один из соседних домов не загорелся.

Пасхальные яйца так и лежали за иконами целый год. А мама Надежды и сейчас обязательно кладет «крашенки» за икону, доставшуюся по наследству от прабабушки. Что характерно - они не портятся.

Еще в Сибири принято делать пасху из творога: мешают творог со сливками, с сахаром, добавляют орехи, курагу, изюм - и под пресс.

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх