Статьи

Духовный концерт

01.06.2005

24 мая, в день памяти святых равноапостольных учителей и просветителей Словенских Кирилла и Мефодия, в Пушкинском театре состоялся концерт духовной музыки, приуроченный к проходившим по всей России дням славянской письменности и культуры.

Духовный концерт показал обилие и разнообразие традиций византийского, древнерусского монашеского, российского авторского духовного, церковного, праздничного и обиходного пения. Традиция исполнения духовных произведений жива и активно возрождается в клиросных коллективах Владивостока и края.

Вела программу вечера доктор искусствоведения Галина Алексеева. Она рассказала об интересных фактах из истории русской духовной музыки, а также подбадривала и представляла участников.

В концерте приняли участие множество коллективов разного состава и толка - от монашеских до светских, от взрослых до детских, от трио и квартетов из молодых приходов до огромного архиерейского хора из Свято-Никольского кафедрального собора.

Репертуар исполняемых произведений также был многообразен. Детский хор Кирилло-Мефодиевской православной гимназии открыл концерт и исполнил несколько произведений, среди них- гимн в честь Кирилла и Мефодия, написанный протоиереем Максимом Романенко специально для гимназии.

Наряду с классическими и произведения современных авторов хоры многих храмов исполняли произведения на собственную музыку. Хор храма Порт-Артурской иконы Божьей Матери исполнил тропарь иконе на музыку регента Веры Турцевич, а хор храма Успенской иконы Божьей Матери села Владимиро-Александровское представил вниманию слушателей сугубую ектенью в гармонии собственного регента -Александры Служаевой.

Сводный хор ДВГТУ и миссионерских епархиальных курсов исполнил тропарь Кириллу и Мефодию греческого распева и «Радуйся, живоносный кресте» в обработке Матфея Мормыля. Регент этого хора Головащенко Лидия регентует не только здесь. Второе её детище - клирос, поющий сразу в двух церквях: в храме целителя Пантелеимона и в храме-часовне Серафима Саровского.

Русское церковное пение очень тесно переплетается с духовной музыкой всех славянских ,и не только, народов: традиции знаменного распева и церковной многоголосицы уходят своими корнями еще в Византию. Об этом напомнил нам клирос храма святого праведного Иоанна Кронштадтского под руководством Лидии Сохач. Он исполнил «Полихрониум», «Многолетие» и пасхальные тропари на греческом и русском языках. Этот хор очень любит византийскую традицию и часто экспериментирует с греческим языком.А хор храма Николая Чудотворца построенный в память о погибших моряках. Он исполнил староболгарскую «Милость мира» автора Б.Христофа.

Бесспорно, самый большой по численности, самый профессиональныйи праздничный хор - это архиерейский хор Свято-Никольского кафедрального собора. Он недавно выпустил диск, имеет большую концертную программу, игумен Феофан - один из солистов хора, сам пишет музыку и делает обработки для духовных музыкальных произведений.

Заключал программу вечера клирос Свято-Серафимовского мужского монастыря, что на острове Русском, под руководством монаха Климента. Их манера пения кардинально отличается от всех других наших хоров, она близка к русскому знаменному распеву и, может быть, к манере Валаамского мужского монастыря. Это чисто мужской хор, делающий ударение не на праздничности и торжественности богослужения, а наоборот - на его молитвенности и покаянности.

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх