Миссионерское обозрение

Пасха с астрономической точки зрения

15.05.2006

В этом году Пасха приходится на 23 апреля. Следуя расписаниям Вечной Пасхалии, христианская церковь, случалось, начала отмечать день Пасхи в воскресенье не после первой, а после второй полной Луны после весеннего равноденствия.

Причину таких случаев высчитал неаполитанский учёный физик и астроном Алоиз Луллий (†1576). Он растолковал, что юлианский календарь дольше солнечного и за 128 годов отстает от астрономического на один день. В XVI столетии «недостающих» набралось уже 10 дней. Для синхронизации астрономического времени с юлианским календарём, по предложения Луллия, за 400 годов должно быть не 100 (не всегда каждый четвертый год - високосный), а только - 97 високосных годов. Он предложил провести соответствующую реформу календаря, предложил и Пасхалию за новым календарем. На расхождение юлианского календаря и солнечного, а отсюда и на «отклонения от нормы» дня празднования Пасхи, обратили внимание участники католического Вселенского Тридентского собора (1545-1563) и поручили папе провести соответствующую календарную реформу.

В последнее время в литературе обсуждается возможность датировки православной (изначально александрийской, а также христианской) Пасхалии по совпадению дат пасхальных и астрономических полнолуний. Важным моментом в этих исследованиях является вопрос, что следует понимать под словом «полнолуние», которое входит в широко известное правило, связанное с Пасхалией: «Пасхальное Воскресенье - это первое воскресенье после так называемого пасхального полнолуния, т.е. первого полнолуния, которое происходит в день весеннего равноденствия или после него».

Григорианский календарь согласовал весеннее равноденствие с 21 марта, как то сначала было указано в календаре юлианском, но привел к несовпадению празднования Пасхи в православной и католической церквах. В соответствии с новым, григорианским, календарем было составлено новое расписание дней празднования Пасхи. Католическая церковь, согласно новому календарю следует указаниям Никейского Собора и всегда отмечает Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Но таким образом католики каждую пятую Пасху отмечают или вместе с иудеями, или даже на несколько дней раньше верующих иудеев, что ни в коей мере не отвечает сообщениям святых Евангелий. А православная церковь, чётко следуя расчетам Дионисия Малого и юлианскому календарю, всегда отмечает день Пасхи только после иудеев, что строго соответствует Евангельским сказаниям, но каждый четвёртый год отмечает день воскресения Иисуса Христа не в первый воскресный день после весеннего полнолуния, а в воскресенье после второго весеннего полнолуния.

Но для Пасхалии нет особенной нужды в точных данных астрономии еще и потому, что христианская Пасха празднуется обязательно в воскресенье, и поэтому она часто может отодвигаться от момента полнолуния на несколько суток. Христос Воскресе!


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх