Статьи

Почитание креста на Руси

14.11.2006

Тема креста в нашем отечестве приобретает особое, переживающее второе рождение значение, особенно после всех великих крестных страданий XX века, после той Голгофы, на которую взошла Россия. За годы безбожия уничтожено и утрачено бесчисленное количество православных святынь, среди которых немалую часть занимали кресты; забыты и требуют нового прочтения многие исторические страницы. Мало того, сегодня в обществе бытуют самые разные мифы о кресте и его значении, например, любой установленный на местности крест ассоциируется с могильным памятником или местом погребения. Порой люди просто боятся знака креста, не понимая его истинного смысла. В этой связи представляется необходимым вновь обратить внимание читателя к главному символу христианства.

ПОД ЗНАКОМ КРЕСТА

Две тысячи лет мир живет под знаком креста. В сознании каждого верующего человека крест неразрывно связан с добровольной жертвой Сына Божия, Иисуса Христа, принесенной за беззакония всего мира. По неизреченной любви к грешному человечеству и каждой душе человеческой Спаситель сошел с неба на землю, был гоним, осужден и распят, умер на кресте и Своими страданиями и Своей кровью искупил наши грехи. А в Своем Воскресении из мертвых Господь дал нам великое упование, победив не только грех, но и самую смерть. Так орудие мучительной казни стало знаменем победы Христовой над злом, тлением, смертью. И сегодня, как и во все века, честной животворящий Крест Христов – главный символ христианства.

В Россию Крест Христов пришел вместе с христианством в X веке. Крещение Киевской Руси святым равноапостольным князем Владимиром в 988 году знаменовалось прежде всего тем, что с Киевских холмов были сброшены языческие истуканы и на прежних местах идольских капищ были воздвигнуты животворящие кресты.

С тех пор русский православный мир на протяжении многих столетий был осенен крестом. Кресты ставились на развилках и перекрестках дорог, на водных путях, на въездах в города и деревни. Когда на землю приходила очередная напасть в виде засухи или наводнения, защитой против бедствия становился, прежде всего крест. Его возводили за один день (такие кресты назывались обетными), обносили крестными ходами вокруг городов и сел, прибивали на воротах домов – в общем, именно крест поднимали наши предки как щит и оружие против любого зла.

Древние подвижники, приходя в пустынное место, утверждали деревянный крест в освящении пустыни, в ознаменование силы Божией и в отгнание всякой нечистоты.

Особое значение имело благословение и напутствие крестом на ратные подвиги, на основание городов и весей, словом – на освящение всех сторон человеческой жизни. Известно, что преподобный Сергий Радонежский благословил крестом святого благоверного князя Дмитрия Донского на битву с Мамаем.

ИЗ ЗАПИСОК

ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ

Иностранные путешественники, посетившие Московию в XVI – XVII веках, отмечали в своих заметках необыкновенную религиозность, набожность русского народа. Немецкий исследователь Адам Олеарий писал о том, что «русские и на улицах беспрестанно молятся или перед иконами, стоящими на воротах, или перед крестами церквей». И далее: «На церквах и колокольнях непременно должен находиться крест, который или простой, или (в большинстве случаев) тройной (то есть восьмиконечный).

Поэтому они не считают наших церквей, не имеющих крестов, за настоящие церкви. Они говорят, что крест обозначает главу церкви Христа».

ТРАДИЦИИ

Кресты, поставленные по обету историческими личностями, сохранялись народом особенно бережно. Так, известна история креста, установленного царем Петром I в 1694 году в Унгской губе Белого моря в память о его чудесном спасении во время сильнейшей бури. По старинному поморскому обычаю после спасения от потопления Петр решает ознаменовать это событие установкой на берегу соснового четырехконечного памятного креста. Царь Петр, как гласит надпись на кресте, «святый крест деревянный, видением четвероконечный, сам своими руками содела и нес из монастыря на раменах (плечах) своих со всем синклитом до места идеже присташа первее к берегу, и постави его на месте том, и подписа разными письмены на Голландском языке, своими же руками». Через несколько десятилетий крест был перенесен в монастырь, а на его месте была установлена точная копия и затем, на протяжении столетий, если этот крест подгнивал, на его месте вновь устанавливался такой же местными жителями.

Традиция воздвижения крестов в России, в частности, на Русском Севере и на Дальнем Востоке, не прерывалась на протяжении многих веков. Крест обозначал принадлежность пустынных земель православному миру и являлся путеводным знаком спасения. Многометровые кресты вдоль морских берегов являлись навигационными знаками, указующими путь мореходам к спасительной гавани. Перед крестами возносили молитвы о благополучном путешествии. Множество обетных крестов «в благодарность» по окончании трудных дел либо в память избавления от морового поветрия возводилось по всей России.

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Постепенно историческое сознание возвращается на круги своя. Попытки искоренить, изжить многовековые культурные корни закончились ничем. Канула в лету эпоха гонений и ныне Крест Христов находит новое утверждение в нашей жизни.

В конце октября 2005 года на мысе Поспелова о. Русского, откуда 80 лет назад уходили последние эмигранты, в память и в ознаменование гражданского примирения воздвигнут памятный крест. Инициаторами акции примирения выступили Морское собрание Владивостока и Владивостокская епархия. После торжественного молебна и освящения креста архиепископом Вениамином состоялся митинг, на котором выступающие вспоминали годы Гражданской войны, говорили об уроках истории. В установке креста приняли участие адмирал В.Д.Федоров, вице-адмирал Б.Ф.Приходько, представители краевой администрации, военные моряки, курсанты ТОВМИ, представители казачества, общественности, жители города и острова.

А в центре Владивостока на могиле Муравьева-Амурского высится другой памятный крест, воздвигнутый еще ранее в память об этом великом русском первопроходце.

Традицией стало уже и установление казачьих крестов вдоль границ Приморья, например, на заставе п. Пограничного или на мысе Тобизина. Даже в тайге на вершинах гор и истоков Приморских рек ставят наши соотечественники кресты. «Чтобы знали чья земля», - говорят. Это свидетельствует о преемственности традиций и возвращении подлинного смысла Креста Христова, как знамени победы и торжества жизни и воскресения.

По материалам статьи С. В. Гнутовой, кандидата искусствоведения, заведующей сектором прикладного искусства Центрального музеядревнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх